Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

Бронзовый век Северной Европы

Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную картину. Вначале бронзы на севере не хватало, и производство ее не могло опереться на местные источники сырья. Поэтому здесь долго сохранялись в употреблении топоры и кинжалы из кремня, изготовленные с удивительным мастерством.

Среди специфических изделий Северной Европы можно назвать широкие богато орнаментированные воротники, манжетовидные браслеты, двучленные фибулы и др. Местные отличия в различных зонах северного бронзового века мало изучены. Попытку выделить такие зоны сделал К. Керстен: к зоне I он отнес Данию и Южную Швецию, к зоне II — Шлезвиг-Гольштейн, Ганновер и область устья Одры, к зоне III—Померанию и Бранденбург. В последней зоне наблюдается такое сильное проникновение центральноевропейских форм, что само ее отнесение к кругу памятников Северной Европы условно 245.

Хронологическое подразделение северного бронзового века на шесть периодов, разработанное О. Монтелиусом, было уточнено для Дании С. Мюллером 246. Монтелиус выделил следующие ведущие формы 247:

Период I (около 1600—1400 гг. до н. э.). Плоские топоры с закругленным широким лезвием и топоры с закраинами, молоты-топоры простых форм с проухом для ручки, иногда с орнаментированной поверхностью, треугольные кинжалы, алебарды с бронзовой рукоятью, короткие мечи, ланцетовидные наконечники копий со втулкой, браслеты и гривны с несомкнутыми заостренными концами.

Период II (1400—1250 гг. до н. э.). Втульчатые топоры, кельты и



топоры-молоты с проухом и втулкой для рукояти, мечи с массивным восьмигранным эфесом (&дунайского типа&;), широкие воротники, браслеты с двойными волютами на краях, булавки с верхушкой в виде колеса, поясные диски (tutulus) и орнаментированные пуговицы, древнейшие двучастные фибулы, проволочные с узкой слабовыгнутой спинкой. Большинство украшений, а также мечи, боевые топоры, наконечники копий орнаментированы тонко выгравированными спиральными лентами.

Период III (1250—1150 гг. до н. э.). Среди топоров получают преимущество пальштаб и кельт; другие древние формы, в частности проуш- ной топор, исчезают. Фибулы имеют широкую листовидную или полукруглую спинку. Появляются первые декоративные поясные коробочки с плоской крышкой. Меняется характер орнамента: временно почти исчезает спираль, появляются геометрические узоры в виде концентрических кругов, треугольников, зигзагов. Особую форму представляет тележка-котел. В этот период впервые появляются большие трубы (&луры&;), широко распространенные в позднем бронзовом веке.

/ Период IV (1150—900 гг. до н. э.). Пластические украшения главным образом на широких браслетах, фибулы, полукруглая спинка которых становится теперь короче, а ее края украшают круглыми дисками или

Период I: 1—плоский топор, 2, 3, 5 — топоры с закраинами, 4— топор-молот с проухом и орнаментированной поверхностью

Период II: 6, 7 — втульчатые топоры, 8 — кельт, 9-—подвеска или накладка, 10 — пиицет, 11—бритва, 12 — фибула, 13 — боевой топор, 14 — наконечник копья, 15, 16— мечи, 17 — &воротиик&;



Период III: 18 — кельт, 19 — накладка, 20 — бритва, 21—ной:, 22, 23—фибулы, 24, — мечи, 26 — боевой топор, 27 — поясиая коробочка

Период IV: 28 — кельт, 29 — накладка (&шляпа&;, tutuli?), 30 — фибула, 31, 32— бритвы, 33 — hojk, 34, 35 — мечи, 36 — шейная гривна, 37 — бронзовая миска Период V; 38 — кельт, 39—&шляпа&;, 40 — фибула, 41 — меч, 42 — костылевидиая булавка, 43— шейная гривиа, 44— бронзовая миска

Период VI: 45, 46 — булавки, 47 — &шляпа&;, 48 — фибула, 49 — костылевидиая булавка, 50, 52, 53 — шейные гривиы, 51 — бронзовая миска

Период V (900—650 гг. до н. э.). Расцвет северного спирального орнамента. Распространены пластические украшения, особенно на больших дисках очковидных фибул. Среди оружия — сильно изогнутые длинные мечи галыитатского типа, мечи с антеннами. Гривны, иголки, фибулы увеличиваются в размерах.

Период VI (650—450 гг. до н. э.). Переход к железному веку. Типичные формы: булавки с так называемой лебединой шеей, с простым или двойным спиральным завершением, шейные гривны с винтовидным кручением. С появлением железа формы бронзовых вещей становятся нечеткими, &сырыми&;, хотя технически превосходно выполненными 248.

В большей части Северной Европы в погребальном ритуале главную роль в бронзовом веке играл курган. Под ним хоронили иногда в каменном ящике или камере, иногда — в деревянном гробу в виде долбленой колоды или из толстых досок. В дубовых колодах образовались дубильные кислоты, которые помогли сохраниться органическим веществам и законсервировали одежду, вследствие чего мы имеем исчерпывающее представление о том, что носили жители Северной Европы в бронзовом веке (лучше всего такие погребения изучены в Дании) 249. Мужчины носили, кроме нижнего облачения в виде спускающегося ниже колен подпоясанного платья (брюк еще не знали), широкие шерстяные плащи и



В периоде II Монтелиуса насыпали курганы больших размеров (высотой от 2 до 4 м и диаметром от 15 до 25 м, но иногда высотой 5 м и диаметром 40—50 м).

В периоде III Монтелиуса появляется обряд трупосожжения. Постепенно он распространяется на север и становится основным погребальным обрядом. Устройство могил не меняется.

В позднем бронзовом веке (периоды IV—VI Монтелиуса) на севере сказывается сильное влияние среднеевропейской культуры полей погребений. Господствующей формой становится погребение сожженного праха в биконических неорнаментированных урнах с небольшим инвентарем (бритвы, пинцеты, булавки, фибулы). Иногда в урнах совершены вторичные погребения в старых больших курганах. Кроме того, известны плоские

Складной деревянный стул бронзового века из Харбурга. Реконсъукция Музей в Ганновере

Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

Двухколесная повозка. Резной рисунок на каменной плите из кургана Кнвнк. Южная Швеция. Около 1200 г. до н. э.

Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

&Золотая шляпа&;. Высота 28 3 см

и широкие курганы, окруженные кругами из камней. На Борнхольме и в Восточной Скандинавии такие курганы иногда сложены целиком из камней. В периоде VI трупосожжения распространяются повсеместно.

Поселения раннего бронзового века на севере почти неизвестны, о хозяйстве и жилище нет почти никаких сведений. О жилищах позднего периода можно получить представление по урнам, сделанным в виде домов. Это хижины с куполовидной крышей и подземной частью, шалаши, круглые и овальные юрты, четырехугольные дома с высокой четырехскатной крышей.



Немногочисленные раскопанные постройки представляют собой столбовые дома, построенные в совершенной каркасной (фахверковой) технике.

Характерны для северного бронзового века наскальные рисунки, большая часть которых находится на западном побережье Норвегии, в области Бохуслен в Швеции и дальше по шведскому побережью до Гетеборга. (Неолитические наскальные изображения найдены севернее этих областей.) Это вырезанные на гранитных скалах силуэтные рисунки, посвященные реальной жизни. Это изображение кораблей, повозок, сцены сельской жизни — пастух со стадом, земледелец, идущий за плугом, который тянут волы, домашние животные, сцены охоты. Многочисленны различные религиозные символы: солнечные диски, спирали, свастики. Датировка наскальных изображений, обычно очень затруднительная, облегчается тем, что на рисунках представлены различные виды оружия: мечи, кинжалы, топоры. Это позволяет отнести большинство изображений к бронзовому веку, а часть — уже к железному 251.

Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

Бронзовая ваза и золотые ковши- Клад из Лавингсгорд Мозе, Дания

Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

Золотые сосуды из неходок в Дании

Бронзовая культовая повозка из Т рундхольма, Дания. Длина повозки 60 см; диаметр диска 21 см



Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную
Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную
Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную
Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную
Бронзовый век Северной Европы: Бронзовый век Северной Европы представляет яркую и своеобразную

По наскальным рисункам мы можем представить, какими были корабли. Это совершенно определенный тип судна, рассчитанного на плавание вдоль побережья, где угрожают подводные скалы и айсберги. В Хёрт- спинге (на острове Альс в Дании) в жертвенном месте на болоте найден подобный корабль длиной 13,28 м, рассчитанный на 20 человек. Он, правда, относится уже к железному веку, но по нему можно судить о том, какими были изображенные на рисунках бронзового века корабли. То, что выглядит на рисунках как второй штевень, является удвоенным килем, который предохраняет судно от ударов о скалы и тяжелых аварий. Часть кораблей на рисунках были культовыми изображениями, часть — изображением боевых кораблей, иногда выстроенных в одну линию. Парус еще не был в употреблении, корабли двигались только с помощью весел. То, что иногда на рисунках принимают за парус, это солнечные символы на культовых судах. Из средств передвижения мы видим на рисунках также телеги, сани и лыжи. Лыжи сохранились и в натуре и с помощью пыльцевого анализа датированы неолитом и бронзовым веком. Плуг бронзового века так же лишен колес, как и неолитическая соха.



На наскальных рисунках изображены трубачи с большими бронзовыми музыкальными инструментами — лурами. Они найдены (иногда в болотных жертвенных местах) главным образом в Дании, в единичных экземплярах — на севере ГДР и ФРГ и в Швеции. Луры состоят из нескольких само-

В северных областях встречаются многочисленные жертвенные клады на дне озер и болот. Это мечи, боевые топоры и т. п. Некоторые вещи имели значение религиозных символов, например топоры из Скогеторпа с лезвием длиной 40 см и рукоятью, украшенной пластинками из золота и янтаря. Найдены клады с чашами, изготовленными из тонкого золота. Один из наиболее известных кладов из Лавингсгордского болота в Даиии содержал большой бронзовый биконический сосуд и множество золотых чаш. Золотые сосуды из находок в Дании подобны таким же из знаменитого Эберсвальдского клада, найденного в ГДР. Среди вотив- ных предметов из кладов замечательна &золотая шляпа&; из Шиффер- штадта.

К шедеврам искусства Северной Европы в позднем бронзовом веке принадлежит культовая повозка из Трундхольма в Даиии254. На шестиколесной повозке впереди находится литая (весом 2 кг) фигурка коня, а сзади — бронзовый позолоченный диск, украшенный великолепным орнаментом. Сходные культовые повозки известны также из Швеции и других северных областей. Диск иа тележке из Трундхольма и подобные ему обычно считаются символами солнца, однако некоторые ученые высказывают предположение, что это символ другого небесного светила—Луны255. Изобра-

жения на скалах подтверждают существование культа солнца



Памятники северного бронзового века приписывают предкам германцев и область их распространения считают областью формирования германцев.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Как избавиться от муравьев в частном доме: обзор методов борьбы, видео

Как избавиться от муравьев в частном доме: обзор методов борьбы, видео Вопрос, который становится актуальным каждый год с наступлением тепла — как избавиться от муравьев в частном доме? Вместе с летающими насекомыми, докучающими своим жужжанием и укусами, эти незваные гости также пробираются в наши дома, принося с собой дискомфорт и раздражение.